Старинные дачи Симеиза

История зарождения курорта относится к концу XIX - началу XX века. Это, как известно, время смены направлений в искусстве. Модным направлением в архитектуре становится модерн, пришедший на смену эклектике и стилизаторству. Этот стиль «осовременил» традиционные средства и формы архитектуры, включив живую и динамичную пластику прикладного искусства. В архитектуре стало модным отдавать предпочтение плавным линиям, нарочитой асимметрии объемного построения, иррегулярному очертанию кровель и проемов, общей живописности. Модерн привнес широкое использование эркеров, угловых башенок, увенчанных куполами (часто шлемовидными), применение скульптурных и керамических украшений. Составной частью модерна являются и другие стили - неоренессанс, неоклассицизм, псевдомавританский.

Практически все эти стили воплощены в архитектуре дач Симеиза. Для модерна также было характерно использование новых строительных приемов и материалов: бетона, металла, листового стекла, поливной керамики и др. Использование традиционных материалов было подчинено объёмно-пространственному и пластическому замыслу. Одно из проявлений модерна - свободное размещение зданий в пространстве и взаимодействие объёмов. Это направление модерна как нельзя лучше проявилось в Симеизе. Свободное расположение дач на живописном склоне гор создает впечатление множества картин, последовательно сменяющих друг друга по мере движения в пространстве, соединяясь с окружающим пейзажем Симеиза. Все дачи строились по индивидуальным проектам известных архитекторов Москвы, Петербурга, Крыма, поэтому представляют большой интерес для современной застройки Южного берега Крыма и тем более важна их реконструкция и восстановление сегодня.

Застройка Симеиза проводилась в несколько этапов. Вначале были построены дачи между горой Кошка и скалой Панеа. Затем был застроен район улиц Красномаякской и Нагорной. Одновременно с ними застраивался район восточной части курорта. Поэтому путешествие по дачам Симеиза лучше совершать с учетом этих особенностей. Ни в одном из путеводителей по Симеизу не описывалась архитектура дач курорта. Из-за отсутствия проектов и специалистов в этой области на данном этапе нет пока возможности описать архитектуру дач. Поэтому будут указаны только элементы стилей модерна, которые использовались при строительстве дач.

Рассказать обо всех дачах, их владельцах, а также владельцах участков земли, которые не успели построить дачи просто невозможно, да и, наверное, нет надобности. Мы расскажем только о некоторых из них.

чёрные тучи сгустились над виллой мечта
Чёрные тучи сгустились над виллой "Мечта".
дача большой богдан - главный вход
Дача "Большой Богдан". Главный вход.
ворота бывшей дачи большой богдан - ныне санаторий юность
Ворота бывшей дачи "Большой Богдан". Ныне санаторий "Юность".
дача большой богдан, советская 39
Дача "Большой Богдан", ул. Советская, 39.
проходная современного санатория юность
Проходная современного санатория "Юность".
одна из башенок дачи большой богдан
Одна из башенок дачи "Большой Богдан".
дача В.П. Семёнова дива
Дача В.П. Семёнова "Дива".
дива, ул. советская, 76
Дача "Дива", ул. Советская, 76.
дача В.П. Семёнова
Дача В.П. Семёнова.
вид на башни дачи Е.Л. Коробьиной
Вид на башни дачи Е.Л. Коробьиной.
купола дачи Е.Л. Коробьиной селямъ
Купола дачи Е.Л. Коробьиной "Селямъ".
вилла ксения
Вилла "Ксения".
вилла мечта
Вилла "Мечта".
вилла мечта огорожена для будущей реставрации
Вилла "Мечта" огорожена для будущей реставрации.
вид на купол виллы мечта и чёрное море
Вид на купол виллы "Мечта" и Чёрное море.
корабль в море на фоне купола старинной дачи мечта
Корабль в море на фоне купола старинной дачи "Мечта".
дача субботиной
Дача Субботиной.
дача субботиной ныне административный корпус санатория красный маяк
Дача Субботиной ныне административный корпус санатория "Красный маяк".
резные украшения дачи субботиной
Резные украшения дачи Субботиной.
спецiалiзований санаторiй червоний маяк
Спецiалiзований санаторiй "Червоний маяк".
бывшая дача субботиной - санаторий красный маяк, корпус № 3
Бывшая дача Субботиной - санаторий "Красный маяк", корпус № 3.
дача арнольди
Дача Арнольди.
дача арнольди и вид на гору кошка
Дача Арнольди и вид на гору Кошка.
птица над виллой мечта, залитой яркими лучами солнца
Птица над виллой "Мечта", залитой яркими лучами солнца.
дача станкевич миро-маре
Дача Станкевич "Миро-Маре".
дача станкевич миро-маре
Дача Станкевич "Миро-Маре".
южный фасад миро-маре
Южный фасад "Миро-маре".
южный фасад миро-маре
Южный фасад "Миро-маре".
дача станкевича миро-маре
Дача Станкевича "Миро-Маре".
пожитки обитателей дачи станкевич
Пожитки обитателей дачи Станкевич.
деревья почти полностью закрывают дачу миро-маре
Деревья почти полностью закрывают дачу "Миро-Маре".
восточный вход в дачу миро-маре
Восточный вход в дачу "Миро-Маре".
вид от дачи миро-маре на корпус санатория им. семашко
Вид от дачи "Миро-Маре" на корпус санатория им. Семашко.
восточный вход в дачу миро-маре
Восточный вход в дачу "Миро-Маре".
южный фасад дома мальцова
Южный фасад дома Мальцова.

На страницах данного раздела Вы познакомитесь с историей землевладения в Симеизе и увидите, что эта земля постоянно переходила из рук в руки на протяжении веков. Не стал исключением и конец XVIII столетия, когда Крым вошел в состав России. Часть земель императрица Екатерина II пожаловала своим приближенным, в том числе беям и мурзам бывшего Крымского ханства. В начале XIX века большую их часть беи, мурзы и просто поселяне продали помещикам России, которые со временем стали крупными землевладельцами, но лишь единицы из них сохранили свои обширные владения к концу XIX века.

Не стали исключением и Мальцовы, продавшие большую часть своих земель. Но если многие владельцы участков на Южном берегу Крыма просто продавали земли, то Мальцовы и еще ряд владельцев создали курорты, лучшим из которых стал Симеиз. Мальцовы четко и последовательно создавали условия для возникновения курорта и участвовали в его развитии.

Более двухсот новых владельцев участков земли, создав «Общество по развитию курорта Симеиз», построили дачи в соответствии с планом развития поселка, подчиняясь единым правилам, превратив Симеиз в первоклассный, образцовый для всех курорт. Остальные курорты на Южном берегу создавались по его образу и подобию. Советская власть лишила владельцев дач права владения своим имуществом. Однако сохранила эти уникальные дачи и, приведя их в порядок, открыла в них санатории. Впоследствии, специальным законом «О культурном наследии» эти уникальные строения начала XX в., выполненные в архитектурном стиле модерн, были объявлены памятниками культуры полуострова.

Но совершенно по иному отнеслись к достоянию республики творцы нового «демократического и свободного» общества. Нынешним владельцам порой безразлична история этих мест, уникальность природы, и им все равно вписываются ли их новые дачи в окружающий пейзаж или нет, сохранятся ли парки Симеиза или сплошным лесом будут стоять дачи-бастионы, окруженные заборами в два человеческих роста, словно в резервации.

Да и часть сохранившихся «старых» дач, печально зияя пустыми глазницами окон среди куч мусора, мечтает о настоящих владельцах, которые бы восстановили их в былом величии и сделали доступными для посещения и вернули к более привычной им роли - визитной карточки курорта.

Немного о крымской архитектуре

Немало в Симеизе старинных зданий, в которых, с точки зрения профессионалов, «стилистические признаки отсутствуют вообще» (Килессо С.К. Архитектура Крыма. - Киев, 1983. - С. 35). Правда, вслед за подобным тезисом отмечают, что нечто специфическое в их архитектуре всё же есть: они возведены из местного камня, в композиции обязательно присутствуют деревянные веранды, более того, «сочетание сероватого камня в кладке стен и веранд с затейливой деревянной резьбой придает им своеобразие». Не правда ли, складывается образ «самых крымских» построек из всего многообразия архитектурных форм и стилей Южнобережья?

Местные строительные традиции весьма активно использовались в крымской усадебной архитектуре начала XIX века. Заказчики не могли не попасть под обаяние форм «русской Альгамбры», то есть Бахчисарайского дворца, летних дворцов (кешков) в садах состоятельных мурз. В свою очередь крымская архитектура времен позднего ханства складывалась в традициях провинциального османского зодчества, а если смотреть шире - балкано-малоазийской строительной традиции.

В следующие десятилетия с приездом сюда дипломированных маэстро-архитекторов возобладали романтизированные европейские архитектурные направления, появились мотивы готики, позднего классицизма и ампира. Не последнюю роль сыграли и вкусы главных заказчиков - лиц августейшей фамилии и наместника Новороссии графа М.С. Воронцова.

Определенный интерес к местной архитектуре возродился в 60-е годы XIX века. По-видимому, он связан с творчеством архитектора И.А. Монигетти, обустраивавшего для августейшего семейства Ливадию. Возможно, он интерпретировал архитектурные мотивы резиденций султана и высших сановников Оттоманской империи. Большой и Малый дворцы в Ливадии в полной мере воплотили упомянутые «отсутствующие» стилистические признаки. Здания возводились из местного известняка, причём его фактура подчеркивалась приема ми изощренной каменной кладки. Постройки оформлялись кружевом деревянной резьбы карнизов, широких нависающих кровель, балюстрад и переплетов окопных проемов. От палящего солнца зла ния защищали террасы и галереи, расположенные в два этажа вдоль фасадов и опирающиеся на резные деревянные колонны. Остаётся сожалеть, что эти примечательные здания до наших дней не дошли.

Постройки именитого мастера оказывали влияние на архитектуру Южного берега вплоть до 1920-х годов. Стилистические решения, предложенные Монигетти, воплощались на самом разном уровне: от работ профессиональных архитекторов, строивших в крупных курортах и имениях полуострова, до творений местных подрядчиков, выполнявших рядовые строительные заказы.

Возможно, следует говорить не об «отсутствии признаков стиля», а о достаточно самобытном крымском архитектурном стиле, сложившемся на Южном берегу во второй половине XIX века. Стиль возник из синтеза европейских и балкано-малоазийских строительных традиций, искусно использует фактуру местных строительных материалов. Он гармонично сочетается с ландшафтом и соответствует климатическим особенностям Южнобережья. Кстати говоря, свобода композиции и планировки новых зданий оказалась весьма созвучной идеям расцветавшего на рубеже веков модерна.

Теоретики архитектуры советского времени относились к архитектурным изыскам модерна несколько снисходительно, усматривая в затейливой игре форм расчет на театральный эффект, подчас противоречащий самой рациональной природе строительства. С этим можно отчасти согласиться. Но образ Симеиза и был задуман и воплощен как декорация на величественной сцене окружающих скал, лесистых горных склонов и моря. Здесь зодчие отнюдь не стремились «переплюнуть творца» и, растерзав склоны мощной техникой, создать рукотворные объёмы, сопоставимые с массивами окрестных гор. Трудный для строительства ландшафт здесь скорее стал союзником, нежели препятствием для архитектора. И если о художественных достоинствах исторических зданий Симеиза, взятых по отдельности, можно дискутировать, то, рассматривая городок в целом, нельзя не признать, что он исключительно удался. Надо полагать, что и к сохранению архитектурного наследия здесь следует подходить комплексно. Вряд ли даже квалифицированная реставрация отдельных зданий радикально изменит ситуацию - не потерять бы целостный исторический образ Симеиза.

Фоновая музыка: играет песня «Крылатые качели». Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Крылатов Е. Эта песня звучит не просто так. Именно она громко звучала из рупора, расположенного на южном фасаде дома Мальцова, в то время когда я фотографировал эту дачу и её окружение.

Создано при поддержке сайта http://avflower.com/, предлагающего зкзотические комнатные растения для Вашей квартиры.