В татарском Симеизе. А по соседству с растущим курортом в деревне Симеиз продолжалась традиционная восточная жизнь. Однако татарская община не чуралась прогресса и приняла живейшее участие в организации «сферы услуг» - от поставок съестных припасов до обеспечения транспортом, естественно гужевым. Благосостояние местных жителей также выросло: традиционные сакли с земляными кровлями сменились вполне основательными, часто двухэтажными, домами с уютными верандами, обращенными к морю. Часть семейств также практиковала сдачу комнат внаем для гостей, менее притязательных к уровню удобств. Современники единодушно утверждают, что местные жители старались в обслуживании постояльца держать марку, комнатки предлагали скромные, но светлые и чистые, баловали клиента фруктами и местными вкусностями. При этом плату требовали вполне приемлемую.
Между общиной местных жителей и владельцами имения были специально оговорены условия пользования береговой полосой в урочище Хармушлар (ныне пляж санатория имени Семашко). Сошлись на том, что можно безвозмездно пользоваться дорогой и причалом, купаться, стирать (стирку ковров именно морской водой старшее поколение крымских жителей до сих пор признает желательной) и добывать песок для строительства. Запрещалось загрязнять берег, возводить постройки и торговать.
В 1912 году татарское сообщество Симеиза отстроило новую мечеть, традиционно названную Джума-Джами (Пятничная мечеть). Однако возведение минарета отложили до лучших времен, в скором наступлении коих не сомневались. Здание сохранилось, но так до сих пор и стоит без минарета...
Лабиринт узких извилистых переулков, карабкающихся по склону, остается отличительной чертой «азиатской» части Симеиза, ныне плотно сросшейся с остальной частью городка. Сравнивая окружающее с фотографиями почти вековой давности, отмечаешь, что здесь изменилось немногое.