Тавры повсюду. Упоминания в письменных источниках о Симеизе как о населённом пункте появляются достаточно поздно. Впервые сведения о нём встречаются в османских податных описях - дефтерах - в первой четверти XVI века. Однако к этому времени жизнь здесь то бурлила, то кипела, то теплилась даже не столетия, а несколько тысяч лет. Древность заселения района Симеиза несомненна, свидетельство тому - многочисленные памятники археологии на его территории и в ближайшей округе. Пожалуй, древнейшие следы человеческой деятельности относятся здесь к концу каменного века - неолиту. Можно с уверенностью утверждать, что население этого времени пользовалось перевалом Эски-Богаз и имело определенные интересы на яйле, где возле горы Ат-Баш исследовалась неолитическая стоянка. Помимо традиционных в таком случае кремневых орудий и объедков выявлены остатки временного жилища - каменная обкладка основания шалаша и следы древнего костра с днищем грубой глиняной посудины. Неолитические кремневые орудия попадаются и на территории самого Симеиза, и по склонам соседней с ним Лименской долины.
Едва ли не самый знаменитый из отметившихся в этих местах древних народов - тавры. Проживали они здесь в эпоху раннего железного века (I тысячелетие до Р.Х.). Это древнейший крымский народ, упоминания о котором встречаются в греческих письменных источниках. Однако нам даже неизвестно, как тавры сами себя величали, и уж тем более осознавали ли себя их племена единым народом. Греки же, столкнувшись с ними, не мудрствуя, окрестили их всех скопом таврами, то есть горцами.
Связанная с таврами Кизил-Кобинская археологическая культура пребывает в поле интересов исследователей достаточно давно, но сохраняется много неразрешенных вопросов: чьи они родичи, на каком языке говорили, каким богам молились. Именно вокруг связанных с таврами археологических памятников Симеиза завязывались весьма жаркие научные споры, отразившиеся и в популярных изданиях.